С 1 января 2015 года все школьные учебники в России должны будут иметь электронную версию

17:20, 30 Декабря 2014
С 1 января 2015 года издательства в обязательном порядке должны будут  представлять на экспертизу в Минобрнауки России не только бумажные, но и электронные версии учебников

С 2015 года все школьные учебники должны будут иметь электронную версию с возможностью интерактивного использования информации. Об этом, со ссылкой на заявление министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, сообщает Интерфакс: «С 2015 года все учебники будут иметь мультимедийную версию со всеми интерактивными сервисами, которые необходимы для учебных действий».

Кроме того глава министерства пояснил, что пока в российских школах не будет проводиться полного отказа от бумажных учебников. Также он подчеркнул, что не планируется перевод школьников и на единый учебник. По словам министра, у родителей «останется выбор», однако количество учебников должно вырасти.

Ранее Ливанов выражал обеспокоенность слишком тяжелыми для младших школьников портфелями, которых дети носят учебники, и предлагал заменить печатные учебники электронными. Структура электронных учебников должна будет соответствовать их бумажному аналогу, в них должно будет включаться достаточное количество мультимедийных и интерактивных элементов. При этом учебники должны будут соответствовать правилам безопасности и создаваться с использованием общедоступных форматов и технологий.

Информация в электронном учебнике может быть представлена в самых разных формах - текст, графика, видео. Графики, таблицы могут быть трехмерными и с функцией анимации. Особую ценность электронный учебник приобретает при изучении иностранных языков, так как одновременно можно включать аудиоряд и вникать в тонкости фонетики. Более того, учебник может еще и проверять ученика - правильно ли он выполнил задание

Преимуществ у электронных учебников: облегчается ранец школьников, исчезает риск для осанки; электронные учебники в производстве и обслуживании дешевле бумажных, что позволяет экономить бюджетные средства; упрощается обучение детей с ограниченными возможностями развития (дети с дислексией, слабовидящие дети и т.п.); процесс обучения становится более интересным за счет интерактивности.

По словам Александра Арефьева, заместителя директора ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга», опрос, проведенный среди руководителей 408 учебных заведений, показал, что реже всего используют электронные учебники обычные общеобразовательные школы - в среднем всего три электронных устройства. Гимназии - около семи. В каждой второй школе с углубленным знанием языков - 19 электронных учебников.

Недостаток компьютерных классов и компьютеров – главные причины, по которым медиа-учебники востребованы реже, чем могли бы. Согласно статистике, в школах имеется в среднем по 2 компьютерных класса. 3 и более - лишь в 20% школ. В основном это гимназии и специализированные школы с углубленным изучением математики. А в 37% школ всего по одному компьютерному классу. «В сельских школах учитель иногда вынужден приносить на уроки свой личный компьютер, потому что в школе такового вообще нет», - констатировал Арефьев.

Согласно мнению 11,5% опрошенных директоров школ, электронные устройства воспринимаются учащимися хуже, чем бумажные. Респонденты отметили наглядность, упрощение контроля знаний, повышение самостоятельности учеников в учебном процессе, разнообразность. Однако половина опрошенных нашла и отрицательные стороны: нагрузку на зрение и психику, потерю традиции работы с книгами, несоответствие учебников государственным стандартам.

По словам Павла Стеллиферовского, директора департамента учебной литературы «Планета знаний» издательства «АСТ», создание электронного учебника - дело недешевое: «В среднем каждый электронный учебник обходится в 400 тысяч рублей. Большая часть этих денег уходит на оплату услуг программиста. Плюс - авторские отчисления в случае использования аудио- или видеоцитат. Остальные расходы не столь значительны и сопоставимы с расходами при выпуске бумажных аналогов. Наше издательство занимается созданием электронных учебников уже 10 лет. В основном мы их создаем для учеников начальной школы. Однако покупать эти учебники стали лишь в последние пару лет. Общество, и даже экспертное сообщество, еще не готово к переходу на современные технологии. К примеру, недавно мы хотели провести экспертизу одной методички. И нам сказали, что мы должны эту методичку издать в бумажном варианте, потому что эксперты «не знают, на какие кнопки жать». Мы нашли другую организацию для проведения экспертизы. В общем, нужно время, чтобы новая система прижилась».

Важный вопрос – принцип работы с электронными учебниками. По мнению генерального директора компании «Орфограф», Рубена Акопова, не существует единой схемы в работе с учебниками. Иногда ученики пользуются ими лишь на школьных компьютерах, иногда учитель демонстрирует учебник через проектор. В некоторых школах родители сами скидывались на приобретение планшетов или «читалок» для своих чад. Где-то регион закупал электронные устройства, а родители просто брали на себя материальную ответственность. Были родители, которые отказывались от такой ответственности. В этом случае их дети использовали только бумажные версии учебника. Хотя, в целом, опасения родителей были напрасны. Опыт показал, что дети относились к технике ответственно и, по словам Акопова, «с горок на планшетах не катались».

Большинство экспертов главным препятствием в использовании современных средств обучения видят в неготовности педагогов. «В принципе, электронный учебник отличается от обычного, лишь мотивирующей составляющей. Так ли это интересно учителю? Согласно официальным данным, в 2011 году современные средства обучения использовали в работе 38% учителей. И, согласно планам Министерства образования, в 2014 году доля таких учителей должна составить уже 85%. Но эти отчеты не отражают действительности. На сегодня только 20 - 30% учителей имеют личную электронную почту. Что это значит? Что 80% мало что понимают в современных средствах коммуникации и обучения», - мнение вице-президента по новым технологиям издательства «Просвещение» Артема Соловейчика

«Скорее всего, нам еще долго придется учить самого учителя, доказывать, как ему станет удобно после того, как он освоит современные технологии», - заключила главный редактор издательского центра «Вентана-Граф» Надежда Иванова.

Министерство рассматривает электронный учебник как определенную форму печатного, поэтому его содержание и структура должны соответствовать печатной версии.
В число требований к электронным учебникам будут также включены воспроизводимость не менее чем двумя общераспространенными операционными системами и наличие достаточного количества мультимедийных и интерактивных элементов. Устройства для воспроизведения учебников должны быть безопасны и безвредны для здоровья детей.

Наличие электронной версии будет обязательным не только для новых учебников, которые будут подавать издательства для включения в федеральный перечень, но и для тех, которые уже в этом перечне находятся. «Если электронная версия не появится, учебник будет исключен из федерального перечня», — сказал представитель Минобрнауки.





Метки: электронный учебник, Минобрнауки, школьники, обучение, учителя, образование

Короткая ссылка на новость: https://www.zelao24.ru/~TS2eX



Остальное по теме:  Школы и детские сады

Понравился материал?

0
0

Комментарии (0)




Читайте также

Сейчас читают



Лента последних новостей