Павел Курочкин: «Я хотел, чтобы в Зеленограде появился настоящий театр»

15:25, 3 Декабря 2014
Одним жизнь дает все и сразу, другим же нужно бороться с огромным количеством трудностей и невзгод, чтобы достичь желаемого результата

Разрешите познакомить вас с коренным зеленоградцем, который с раннего детства мечтал стать актером и делал для этого все возможное и невозможное. А еще у этого человека была мечта: сделать так, чтобы в Зеленограде был профессиональный театр. О своем детстве, о трудностях, с которыми он столкнулся в жизни, о своем упрямстве и умении доводить все до конца – об этом, и о многом другом расскажет нам заслуженный артист РФ, художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Викторович Курочкин.

— Павел Викторович, расскажите о Вашем детстве.

— Я родился в Москве. Мои родители приехали работать в Зеленоград в начале 1963 года. Здесь еще не было жилья, поэтому они приезжали из Москвы на электричке, потом их подбирал автобус и довозил до предприятия, которое находилось там, где сейчас 101-ый корпус. Я родился в октябре, а в декабре родители уже получили квартиру в Зеленограде в 201-м корпусе.

— Значит, Вы родились не в актерской семье. Когда же у Вас появилось желание стать актером?

— Уже в детском саду. Я всегда представлял себе, что хочу быть только артистом. С другой стороны, то, что я совершенно из другой среды, к театру никакого отношения не имеющей, не давало никакой уверенности в том, что это получится, что это правильно.

Я все время пытался реализовывать в себе эту потребность, что-то создавать, выступать. Летом я организовывал дачный театр со своими братьями и сестрами в деревне. Это продолжалось в течение нескольких лет: летом в одном доме собиралось большое количество детей, и мы занимались тем, что готовили какие-то концерты, спектакли, сказки. Я был инициатором этого проекта, ставил спектакли, мы шили себе костюмы, рисовали декорации на обоях. Я принимал участие в конкурсах чтецов, пел в хоре «Кантилена».

Однажды мне на глаза попался журнал «Театральная жизнь», в котором была опубликована статья про школу № 232 в Москве с театральными классами (она до сих пор существует). Тогда эта школа только возникла и делала первые шаги. Система была такая: учились 10 лет, последние два года перед выпуском был еще профильный класс, половина которого считалась театральной, а половина — литературной. Для всего этого класса в программу были добавлены уроки литературы, истории искусства и специальные театральные предметы, которые проводились педагогами Щепкинского театрального училища.

Я прочитал эту статью и подумал, что мне надо попробовать поступить туда, и если я пойму, что это — мое, а педагоги подтвердят, что мне стоит этим заниматься, то значит — все правильно, а если нет, то мне нужно искать себя в чем-то другом. Но эта школа находилась в Москве на Трубной, и когда я впервые озвучил родителям эту идею, а я учился в классе 6–7, то они как-то с трудом могли себе представить, как из Зеленограда ездить в школу в Москву, хотя тогда не было таких проблем с транспортом, что существуют сейчас. Кроме того, я был очень болезненным ребенком, часто болел ангиной.

В общем, было много, НО со стороны родителей, однако я старался их убедить, доказать, что мне это нужно, важно, необходимо. У меня замечательные родители, они поддерживали меня во многих моих мечтах, начинаниях, помогали мне и не мешали никогда, ничему активно не препятствовали. Я хорошо учился, и они были мною довольны.

И с 9 класса я стал учиться в Москве, два года ездил на Трубную. Это была своеобразная тренировка перед институтом. Вставал рано-рано утром, успевал сделать какие-то упражнения по сценической речи, быстро завтракал, доезжал на электричке до Рижской, оттуда на метро до Колхозной (сейчас это станция метро Сухаревская), и так — каждый день. Причем, занятия у нас начинались в 9–30, вся программа, что бывает в общеобразовательной школе, была и у нас. А во второй половине дня, после обеда, часов до 4–5, у нас были специальные дополнительные занятия по литературе, истории искусств, сценической речи, мастерству актера, танцам. В результате я приезжал домой часам к 7–8, в электричке делал уроки, читал книжки.

Такой была жизнь два года. И как раз там меня увидел художественный руководитель курса, который планировал набор. Мне удалось заинтересовать его и педагогов, и я без особых проблем поступил в училище после 10 класса. Обычно абитуриенты подают документы в несколько учебных заведений, но мне было все понятно, я определенно и целенаправленно поступал только в одно учебное заведение — Щепкинское училище, и поступил, так как эти два года убедили меня в том, что я выбрал правильный и интересный путь. Я понял, что хочу этим заниматься, а со стороны педагогов я понял, что могу этим заниматься.

Потом была учеба в Щепкинском училище. Владимир Багратович Монахов, художественный руководитель курса, на котором я учился, очень яркий, интересный человек, замечательный педагог. Из-под его крыла вышли многие известные артисты, один из самых известных — Олег Меньшиков. Их курс как раз выпустился, а наш был набран.

— Как потом начала складываться Ваша карьера?

— Еще учась в Щепкинском училище, я задумывался, почему в Зеленограде нет театра? Этот вопрос меня очень интересовал, беспокоил. На нашем курсе образовалась группа в составе нескольких человек, мы очень дружили, много времени проводили вместе: ездили куда-то, читали вслух, пели. И вот у нашей дружной компании возникла мысль: не расставаться после учебы, создать что-то свое, тем более что многие театры и спектакли, которые мы видели, нас не очень устраивали, как молодых людей, максималистски настроенных.

А у меня ведь была еще особая заветная мечта: хотелось, чтобы в Зеленограде возник настоящий театр. Там и вызрела идея организовать в Зеленограде театр. Жизни мы совсем не знали, никаких реалий не представляли себе, нам казалось, что это прекрасная идея, и поэтому все должно получиться. Но это было не так просто, хотя руководство училища очень нас поддержало, отнеслось с пониманием к нашим начинаниям. У училища даже была договоренность с министерством культуры СССР о том, чтобы нас специально распределили в Зеленоград, потому что тогда, а это был 1985 год, не было свободного распределения, как сейчас, оно было регламентировано, и молодой специалист должен был куда-то направлен.

Однако направлять нас было некуда, потому что только в 1983 году в Зеленограде закончили строительство Дворца Культуры, и там не было вообще никаких ставок. Поэтому нас направили работать руководителями кружков в Дом Пионеров, который тогда располагался там, где сейчас находится музыкальная школа имени Мусоргского. Для наших однокурсников и многих знакомых все это выглядело глупо и нелепо, потому что, окончив такой престижный театральный ВУЗ, получив диплом о специальном образовании актера театра и кино, идти работать в кружок — это выглядело совершенным безумием.

Но, тем не менее, нас грела мысль и идея о создании своего театра. Одна из движущих сил этой идеи были наш педагог по мастерству актера, режиссер Мария Евгеньевна Велихова и ее муж, композитор Кирилл Евгеньевич Волков. Они были с нами, поддерживали нас. И, собственно, все наши творческие замыслы, проекты, идеи были связаны именно с этими людьми. Они нас воспитывали, во многом сформировали. Идея создания театра ими очень поддерживалась, достаточно долго мы сотрудничали вместе, и рождение «Ведогонь-театра» 15 лет назад — это во многом заслуга этих людей, которые очень много вложили в то, чтобы профессиональный театр в городе возник. А тогда в 1985 году эта история только началась, мы организовали студию театрального искусства, детский самодеятельный коллектив. Но это все было практически без финансирования, без каких-либо ресурсов, без помещения, мы работали на базе школ, как и многие коллективы Дома Пионеров. Постепенно вся эта история, конечно, стала загибаться, рушиться. Стало понятно, что бессмысленно все это продолжать, поскольку людям нужно получать какую-то зарплату, обеспечивать семьи, устраивать свою жизнь. Это была, на взгляд многих людей, бессмысленная трата времени и сил на заведомо неосуществимый проект. Мы вынуждены были уйти из Дома Пионеров, потому что наша деятельность была признана проверяющими организациями не соответствующей нормативам.

Но мы с женой моей однокурсницей актрисой Еленой Шкурпело остались на общественных началах вместе с самодеятельным коллективом, в котором к тому времени были и очень взрослые люди, и дети. В течение нескольких лет перебирались из одного помещения в другое, когда нам кто-то давал этот приют. В какой-то момент мы обосновались в 6 микрорайоне, корпусе 617, благодаря помощи прежнего директора клуба «Зенит» Вячеслава Берендюхина. Он очень нам помог, был очень заинтересован, чтобы мы развернули театральную деятельность.

Но что такое самодеятельный коллектив? Люди приходят, занимаются какое-то время, для них это — досуг, хобби. Но жизнь идет, люди взрослеют, им надо как-то жить дальше, содержать семьи и они уходят. Нам стало понятно, что мы либо выходим на другой уровень, либо прекращаем это дело, потому что самодеятельностью заниматься было уже неинтересно, да и возможностей становилось все меньше. В этот момент огромную помощь нам оказали замечательные люди, зеленоградцы: Александр Михайлович Чуенко, который тогда возглавлял фирму «Дока», Анатолий Николаевич Смирнов, возглавлявший в те времена банк «Технополис», Татьяна Николаевна Забелина, являвшаяся заместителем префекта и начальником управления образования. Они помогали нам и финансово, и организационно, и административно. Без них, конечно же, ничего бы не состоялось. Не все было гладко.

Сначала мы учредились как частный театр, потом выяснилось, что так мы существовать не сможем, потому что возникают противоречия с налогообложением, так как мы существовали на деньги, которые нам давали спонсоры. Возникла возможность перейти в структуру Комитета по образованию, и это дало возможность театру получить государственное финансирование. Эта история продолжалась достаточно долгое время, и мы шаг за шагом преодолевали те достаточно серьезные препятствия, проблемы, которые все время возникали одна за другой.

В 1992 году был учрежден «Ведогонь-театр» как профессиональный театр, но не имеющий еще государственного статуса. Этакий частный профессиональный театр. Тогда было отремонтировано и оформлено по эскизам зеленоградского театрального художника Евгения Ивановича Цеглова помещение в 617 корпусе. Мы стали играть первые спектакли. Наши студийцы стали актерами и начали получать зарплату. В 1994 году при поддержке банка «Технополис» нам удалось договориться с Щепкинским училищем, где я к тому времени уже преподавал актёрское мастерство, об обучении студийцев, не имеющих профессионального образования. Был набран целевой курс, руководителями которого были ректор училища Николай Николаевич Афонин, который сделал много доброго для «Ведогонь-театра», и Мария Евгеньевна Велихова. В течение 4 лет проводилось такое очно-заочное обучение. Часть времени наши актеры проводили в стенах Щепкинского училища, частично они занимались в стенах театра.

Через 4 года все студийцы, которые работали в театре, не имеющие образования, получили его. Постепенно к театру стали присоединяться профессиональные актеры других поколений, и это дало нам возможность поставить перед правительством Москвы вопрос об учреждении в городе профессионального театра. Нам было что предъявить: у нас был свой репертуар, труппа, первые достижения, поддержка зеленоградцев. В 1999 году при активной поддержке администрации Зеленограда было принято постановление Правительства Москвы об учреждении «Ведогонь-театра» как государственного профессионального драматического театра. Театру выделили в качестве помещения малый зал кинотеатра «Эра». Была запланирована реконструкция этого помещения под нужды театра. Таким образом,15 лет назад в Зеленограде появился профессиональный драматический театр.

— На Ваш взгляд, любят ли жители Зеленограда театр?

— К нам люди ходят, посещаемость театра год от года, сезон от сезона растет. На некоторые спектакли люди не могут сразу купить билеты, поскольку их быстро раскупают, особенно на премьерные спектакли. Поклонники нашего театра просят, чтобы мы играли чаще. В Зеленограде не так много мест, где люди могут интересно и содержательно провести свободное время. Кроме того, благодаря транспортной проблеме мы оторваны чисто физически от всех культурных событий, которые происходят в Москве.

Очень важно для детей, молодежи, среднего и старшего поколений, чтобы в нашем городе происходили разнообразные культурные события. «Ведогонь-театр» сумел преодолеть первое недоверие, которое очень долго существовало в Зеленограде: «Ну какой у нас тут может быть профессиональный театр? Профессиональные театры — они где-то там, в центре Москвы!». Наш театр участвовал во многих международных фестивалях, на которых завоевывал награды и призы, укрепляя свой художественный авторитет в театральном мире. В этом году мы получили Национальную театральную премию «Золотая маска» . Нам очень приятно слышать, когда зрители говорят о том, что некоторые наши спектакли им нравятся больше, чем спектакли других московских театров. Они сравнивают — и отдают предпочтение нам. Это очень важно. Люди понимают, что настоящее здесь, что у нас есть спектакли, которые имеют ценность на театральном московском и российском пространстве.

— У Вас есть любимый спектакль, который поставили Вы?

— Я люблю все спектакли, которые я ставил, в которых играл. Каждый спектакль мне дорог по-своему. Ведь они все разные. Это моя жизнь. Этому посвящаешь всего себя, все, что в тебе есть, ты отдаешь театру. Театр — образ жизни, это, как говорится, — диагноз…

— Остается ли в Вашей жизни место для хобби?

— Я очень люблю путешествовать по новым местам, часто это связано с работой, поскольку существуют выезды на фестивали, это всегда какие-то новые места, новые встречи, новые города. Кроме этого, мне просто интересно смотреть мир и куда-то ездить, когда у меня есть на это свободное время. Я очень люблю плавать, стараюсь это делать периодически, очень люблю велосипед, и когда позволяет погода, приезжаю в театр и передвигаюсь по Зеленограду на велосипеде. А все остальное — все равно, так или иначе, театр.

— Какие у Вас планы на будущее?

— Работать… Продолжать строить и развивать наш театр. Ведь то, чего мы добились, оно уже в прошлом. А сейчас мы ставим новые спектакли, вынашиваем новые идеи. У нас сейчас очень большая серьезная работа связана с тем, что в этом году остальная часть бывшего кинотеатра «Эра» стала нашей, это огромное помещение отдали «Ведогонь-театру». Мы готовились к этому событию, была создана концепция развития театра как многофункционального театрального центра. Мне кажется, что создание такого центра очень важно для Зеленограда именно с точки зрения наполнения нашего города большим количеством самых разных культурных событий. Поэтому мы так отстаивали нашу концепцию. Очень важно, что её одобрил и поддержал Анатолий Николаевич Смирнов, который, кстати, является председателем Попечительского совета «Ведогонь-театра». Он очень много сделал, чтобы убедить руководство Департамента культуры, мэра Москвы в необходимости и правильности передачи театру всего здания на улице Юности. Понятно, что это старое здание кинотеатра в плохом состоянии в смысле коммуникаций, абсолютно неприспособленное для театра. Но даже в этих условиях мы начали осваивать нашу новую площадку.

3 ноября в рамках общегородской акции «Ночь искусств» мы впервые пригласили зеленоградцев в это новое помещение, и в течение всего этого вечера у нас работали две площадки: старая сцена и новое помещение «Ведогонь-театра», где проходили поэтический вечер, выставки фотографов, концерт рок-группы, демонстрация кинофильма. Причем, мы соединили эти два помещения видеотрансляцией. Зрители, которые сидели в старом зале театра, могли видеть и слышать по трансляции, что происходит на новых площадках, а зрители, что находились в новом помещении, видели и слышали, что происходит в старом.

Кстати, выставки фотографов и театральных художников открыты для посещения до конца ноября. Приходите! Сейчас перед нами огромной важности и объёма работа на будущее: освоить это помещение, оживить все это здание, чтобы в нем происходили самые разные интересные события, чтобы это здание жило и стало еще одним центром культуры в Зеленограде. Мы надеемся, что будет осуществлена реконструкция здания, в результате которой будут созданы две современные, хорошо оборудованные сценические площадки, выставочные пространства, залы, где можно было бы и фильмы показывать, и специальную детскую программу. Работа над этим уже началась.


Начав разговор с Павлом Викторовичем о его детстве, карьере, интересах, мы все равно перешли к теме о «Ведогонь-театре», потому что это — его детище. Театр — это то, чем живет Павел, чем живет весь коллектив, ведь это не работа, это — образ жизни, который у творческих людей должен быть именно такой. Удачи, новых успехов и всяческих побед!

Беседовала Марина Абрамова.





Метки: Павел Курочкин, Ведогонь-театр, Художественный руководитель, интервью

Короткая ссылка на новость: https://www.zelao24.ru/~UROPI



Понравился материал?

10
0

Комментарии (1)

, 20.11.2014 17:36
Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0 Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0

Замечательный человек! Хороший актер! Зеленоград должен гордиться такими людьми, которые внесли свой вклад в наш город!
Замечательный человек! Хороший актер! Зеленоград должен гордиться такими людьми, которые внесли свой вклад в наш город!





Читайте также

Сейчас читают



Лента последних новостей